Вечная память легендарному перелету «ДОРОГАМИ ОТЦОВ» на самолете Ли-2

Ли-2, Путешествия

22.06.2000 — ДЕНЬ ПАМЯТИ.
АЭРОПОРТ «ШЕРЕМЕТЬЕВО-1». ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ. ПРОВОДЫ. ВЫЛЕТ.

После теплых проводов, на которых кроме родных и друзей присутствовали: аккредитованные представители многочисленных СМИ, ветераны трассы «АлСиб», Помощник президента по вопросам авиации и космонавтики, маршал авиации Евгений Иванович Шапошников, руководство спонсорских организаций, без которых не могла бы осуществиться идея этого перелета, а также сотрудники аэропорта «Шереметьево-1» – легендарный самолет Ли-2 с благославления Патриаха Московского и Всея Руси Алексия Второго и с добрым напутствием Президента России Владимира Владимировича Путина в 13-20 взял курс на столицу Башкортостана г. Уфу.

УФА

Первый участок маршрута трансконтинентального перелета проходил на высоте 2100 метров. Условия полета нормальные, правда в некоторых местах появлялись грозовые облака, поэтому приходилось обходить эти грозовые очаги. Со скоростью самолета 220 км/ч через 5 часов и 20 минут полетного времени Ли-2 произвел посадку в международном аэропорту г. Уфы.

В столицу Башкортостана участники Акции «ДОРОГАМИ ОТЦОВ» в составе 5 человек прибыли 22 июня 2000 г. в 20-40 уфимского времени. Великолепная погода прекрасно дополняла теплый прием участников перелета руководством республики.

Встречали:

  • Лютов Николай Александрович — Председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по промышленной политике;
  • Газиев Вальмир Хазиевич — Генеральный директор авиакомпании «БАЛ».

Благодаря чутким действиям этих людей, экипаж Ли-2 после долгого полета чувствовал себя в Уфе, как дома. После торжественного банкета в честь прилета участники разместились на отдых в комфортабельной гостиннице аэропорта.

23 июня в 10-00 в зале для официальных делегаций аэропорта состоялась встреча с уфимскими ветеранами Великой Отечественной войны. На ней присутствовали ветераны, которые летали в годы войны на Ли-2:

  • п-к в отставке Спиридонов Владимир Сергеевич, летчик 1-го класса, Ли-2;
  • п-к в отставке Исламов Мухсим Музеальмович, десантник, летчик;
  • п-к запаса Фархиев Владислав Ардхамович, летчик первого класса;

Вылет из Уфы назначили на 11-40. Казалось, что на церемонию проводов участников Акции и самолета Ли-2 вышло пол города — официальные лица, ветераны, дети, работники аэропортовых служб. В 11-00 запустили двигатели и запросили у диспетчера вылет. Однако его не дали в связи с тем, что Новосибирск не принимает из-за ремонта полосы. Оперативно связались в Новосибирске с Фроловым Андреем Андреевичем (отв. за Акцию в городе), выяснилось, что на ремонте соседний заводской аэродром, поэтому задержки с продвижением по маршруту не произошло.

Перелет в Новосибирск был обычным, правильнее — рабочим, за бортом 25 градусов выше нуля. Полет проходил на высоте 2100 м, со скоростью 230 км/ч. При проходе траверза г. Челябинска связались с аэропортом, чтобы узнать ситуацию с топливом, бензина Б-91/115 в Челябинске не оказалось. Неожиданно отказал правый АРК-9 (авиационный радиокомплекс). Пришлось в полете экстренно менять приемник АРК.

НОВОСИБИРСК

Изменив первоначальный маршрут, из-за отказа и.о. Главы администрации (губернатора) Томской области г-на Пономаренко принять в городе участников перелета и самолет Ли-2, 23 июня прилетели в следующий пункт маршрута Акции — столицу Сибири г. Новосибирск (аэропорт «Северный») в 20-30. На летном поле тепло встречали:

  • Шумилов Владимир Николаевич — 1-й зам. Мэра г. Новосибирск;
  • Проскурин Петр Иванович — Глава Администрации Заельцовского района г. Новосибирска;
  • Шестернин Евгений Анатольевич — Зам. Главы Администрации Заельцовского района г. Новосибирска;
  • Преображенский Виталий Николаевич — Ген. директор ФГУП «Новосибирские Авиалинии».

Оказалось, что 24 июня — в Новосибирске праздник — День Города, а участники Акции и самолет Ли-2 включены в программу праздника на авиашоу. Экипаж с радостью дал согласие на участие.

На праздничном ужине, организованном радушными сибиряками, поздравили исполнительного директора ОРГКОМИТЕТА перелета, бортинженера Ли-2 Евлошевича Петра Станиславовича с Днем рождения. После 8-ми часового перелета участники разместились на отдых в санатории. Утром самолет будем готовить к праздничныму аэрошоу.

24 ИЮНЯ 2000

День начался с подготовки участников перелета к праздничным мероприятиям, а самолета Ли-2 к участию в авиашоу на Дне Города. К общей радости день выдался теплым и по настоящему праздничным. Кажется, что в Новосибирске даже дети знают о том, что из Москвы прилетел старинный самолет и будет летать на празднике. Экипаж сдержал слово и Ли-2 поднялся над городом. По просьбе администрации города дважды самолет поднимался в воздух с ветеранами Великой Отечественной войны на борту, да и сами «отцы» города не смогли устоять перед соблазном подняться в небо на легендарном Ли-2. Новосибирское телевидение вело съемки с воздуха и все этапы участия самолета и экипажа в торжествах города.

На праздничном ужине руководитель перелёта Олег Станиславович Лякишев и Пётр Евлошевич договорились с Администрацией города о том, что при прилете самолета на обратном пути в Новосибирск будет собран «Круглый стол» с участием экипажа, Администрации области и города и других лиц из Новосибирской области, заинтересованных в развитии авиации общего назначения в Сибири, а также помощи аэропорту Северный в приобретении самолета Ил-14, на котором закончил летать прославленный воздушный ас Покрышкин А.И.

25 ИЮНЯ 2000 Г.

Подъем участников перелета – 7-00, затем завтрак и подготовка к вылету. В аэропорту «Северный» самолет Ли-2 провожают организаторы приема участников Акции в Новосибирске, представители местных СМИ. В 9-00 взяли курс на Красноярск, очень неплохой метеопрогноз. Полет проходил на высоте 2100 м со скоростью 220 км/ч, за бортом 10 градусов выше нуля, иногда небольшие кучевые облака.

КРАСНОЯРСК

Посадка в аэропорту в 13-00. Открыли дверь, установили наш исторический трап — сразу стало ясно, участников Акции здесь ждут. К самолету с цветами вышли ветераны трассы «Аляска-Сибирь», официальные лица, представители СМИ, среди которых был красноярский корреспондент нашего информационного спонсора газеты «ТРУД» и красноярский представитель Оргкомитета перелета Горбунова Людмила Ивановна.

Встречали:

  • Осипов В.Л. – Начальник Красноярского Регионального управления ФСВТ;
  • Евграфьев А.М., Брилов В.С. – от ОАО «Красноярские авиалинии»;
  • Дмитриенко Д.В. – Советник Губернатора края.

Наиболее важной для участников перелета была делегация от ветеранов трассы. Всего же в живых ветеранов «АлСиба» осталось в Красноярске 26 человек. Их представляли:

  • Сломнюк Василий Иванович (бортинженер);
  • Ряховский Александр Иванович (бортмеханик Ли-2 на перегонке);
  • Занин Валентин Федорович (летчик-перегонщик);
  • Горбунов Роман Иванович;
  • Чащин Александр Николаевич;
  • Дроздик Владимир Борисович;
  • Криволапов Владимир Наумович;
  • Хохлев Геннадий Михайлович;
  • Ермолаев Георгий Михайлович,
  • Кравченко Анатолий Федорович.

После встречи на летном поле в зале для официальных делегаций сразу же состоялась пресс-конференция с участниками перелета, встречающими и СМИ. После пресс-конференции ветераны ленд-лиза упросили экипаж принять их на борт Ли-2 и хотя бы не надолго остаться в самолете времен их военной молодости. Пока участники перелета переруливали на ночную стоянку аэропорта, «АлСибовцы» предавались воспоминаниям о тяжелых буднях трассы, о надежности Ли-2 и фронтовой дружбе, перенесенной ими через десятилетия. Вернувшись с летного поля, в зал официальных делегаций, все приняли участие в праздничном банкете, организованном руководством авиакомпании «Красноярские авиалинии». Сразу же были решены и вопросы по заправке Ли-2 ГСМ.

26 ИЮНЯ 2000 Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК (КРАСНОЯРСК 26)

В 10-30 выехали в «закрытый» город Железногорск. Встретились с Администрацией города, искренне помогающей городскому музею, важнейшей частью которого являются стенды посвященные перегонке по ленд-лизу. Участники Акции трепетно рассматривали обломки самолета «Аэрокобра» и другие экспонаты, которые, благодаря заботам директора музея Поповой Валентины Александровны и её заместителя Салонченко Валентины Ивановны, нашли свое место в его экспозициях.

После состоявшейся пресс-конференции с ветеранами города и представителями СМИ участники перелета поехали к могиле погибшего на этой «Аэрокобре» летчика-пергонщика Мокшея В.С. и возложили живые цветы к новенькому памятному обелиску герою.

27 ИЮНЯ 2000 Г. РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ

Часть маршрута Акции преодолена, впереди полеты над непроходимой тайгой Сибири. Экипаж весь вторник посвятил регламентным работам на Ли-2 и устранению небольших неисправностей — машина должна находиться в исправном состоянии, далее предстоят большие и сложные участки.

28 ИЮНЯ 2000 Г. ВСТРЕЧИ

В 10-00 участники перелета выехали на Покровскую гору для возложения цветов к Вечному огню и могиле погибшего на маршруте ленд-лиза экипажа Ли-2 с перегонщиками на борту, все очень волновались. Затем встретились с молодежью и жителями города в редакции газеты «Красноярский рабочий».
Заправив самолет топливом, экипаж отправился в город отдыхать; на утро предстоит серьезный перелет в г. Киренск, при не очень благоприятных метеопрогнозах.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК (КРАСНОЯРСК-26)

Ездили в г. Железногорск (Красноярск-26), после КПП на въезде в город, встреча в музее и небольшая пресс-конференция, затем знакомство с музеем, выезд и возложение цветов к могиле летчика — истребителя 5-го авиаполка ст. лейтенанта Мокшея Василия Семеновича, погибшего 29 марта 1944г. во время перегонки «Аэрокобры» Р-39 в районе деревни Усть-Кан.
27 июня –день подготовки самолета и выполнение предварительной подготовки к следующему полету и очередная связь по интернету из офиса «Красноярских авиалиний» с оргкомитетом в Москве.

28.06.2000 Г. КРАСНОЯРСК

Выехали из гостиницы в 10 часов утра до Красноярска. Встреча с ветеранами и Горбуновой Л.И. в Красноярском региональном управления ФСВТ. С 12 часов провели следующие мероприятия:

  • возложение корзины цветов к памятнику погибших летчиков в 41-45 гг.
  • возложение цветов к обелиску Красноярского экипажа Ил-18 погибшего в 1963г.
  • чествование погибших воинив-афганцев у монумента «Афганцам» ( потрясающая композиция ).

Посещение и отдание почестей на месте гибели Ли-2 с летчиками перегонщиками на аэродроме «Красноярск-Северный», ныне застроенный современными жилыми домами, посещение острова Молокова – с 1932г.- 1-я база гидроавиации , ремонтный завод самолетов Ли-2, «Каталина», МБР-2, МБР-5, первая в СССР база полярной авиации, база спасения Челюскинцев. Внезапно поднялся сильный ураганный ветер и все испугались, что самолет унесет и вернулись в аэропорт, к всеобщей радости, особенно нашего бессменного бортмеханика Матвеева Олега Викторовича всё обошлось. Купили газеты «Труд» и «Красноярский рабочий» за 27.06.2000г. со статьями о нашем перелете. Прошло 2 репортажа по местному телевидению. Мы не видели. 29 июня в 9-00 вылетели на Киренск, прессы ещё не было.Перелет проходил в хороших
условиях, со скоростью 230 км/ч., 4 часа 20 мин.

29.06.2000 г.КИРЕНСК
В Киренске встречали с хлебом и солью:

  • глава администрации Ратова Альбина Николаевна;
  • зам. главы администрации Свистелин Кирилл Викторович;
  • зам. директора Киренскаэронавигации Корнев Валерий Николаевич;
  • зам. Ген. Директора Киренского авиапредприятия Александров Сергей Владимирович.

4.07.2000 г.СЕЙМЧАН

Вылет на Сеймчан из Якутска 4 июля 2000г. в 11-30 местного времени.Маршрут данного этапа Перелета проходит через высокогорный хребет Черского.Это был самый трудный участок Перелета и мы к этому готовились.

Полет проходил на высоте 4500 м. Из-за закрытия аэродрома “Оймякон” лететь пришлось через “Зырянку”, что на 300 км. дальше. В районе Усть-Нары попали в сильное обледенение, скорость самолета упала до критической — 160 км/час. После трудного, в борьбе с обледенением , болтанкой и облаками 6 часового полета перед нами раскрыла свои объятия цветущая долина, в прямом смысле слова, где расположен г.Сеймчан у реки Колыма.

Температура воздуха за 30 градусов тепла. После посадки создалось такое чувство, что нас встречал весь городок — огромное количество детей с цветами. Среди официальных лиц присутствовали:

1-й Зам. Главы Администрации Среднеканского района Шохин Владимир Сергеевич;
Заместители Главы Администрации Свириденко Галина Борисовна и Сухих Василий Сергеевич.
Участников перелета разместили в небольшой уютной гостинице речного порта на берегу реки Колымы.

5 июля была организована прекрасная встреча с жителями Сеймчана и ветеранами ВОВ ( к сожалению ветеранов Ленд-Лиза в живых не осталось никого). После встречи были организованы посещения памятника погибшим летчикам и участникам Ленд-Лиза и возложение цветов на могилы 4 летчиков захороненных на местном кладбище. Останется в памяти посещение местного музея, в котором есть два зала посвященных истории Ленд-Лиза. Организаторы музея очень заинтересованы в получении информации об «АлСибе» и с огромным удовольствием приняли от участников Перелета подарок – прекрасного издания книгу якутского писателя Ивана Ефимовича Негенбли «Трасса Мужества», которую можно включать в школьную программу по Истории.

В течении 6 и 7 июля решались многие организационные и технические вопросы, для того чтобы продолжить полет. В связи с тем, что все аэропорты по маршруту следования до Анадыря работают по регламенту и не работают в субботу и воскресенье, а также категорический отказ Магадана поделиться с нами бензином, было принято решение вылетать на Марково в понедельник т.е. 10 июля. Останутся в памяти и прекрасно организованные экскурсии по Колыме, к мрачным остаткам лагерей ГУЛАГА, окрестностям Сеймчана.

10.07.2000 МАРКОВО

Вылет из Сеймчана в Марково 10 июля в 14-30 местного времени.
Полет проходил на высоте 2700м. С путевой скоростью 210 км/час в нормальных метеоусловиях без особых трудностей и проблем.
Не очень частые кучевые облака давали возможность наблюдать горный ландшафт необъятных российских просторов, мы медленно из района Колымы перемещались на Чукотку.

После горного перевала появилась закрытая горами со всех сторон долина на реке Анадырь, где и расположен поселок Марково. При заходе на посадку хорошо видна старая, металлическая взлётная полоса построенная во время перегонки самолетов по Ленд-Лизу, которая давно заброшена и потихоньку растаскивается.

Нас встретила прекрасная погода и огромное количество комаров, мошек и другого гнуса, которые моментально облепили нас и самолет, как только перестали вращаться винты.

В аэропорту встречали:
Глава Администрации поселка Марково – Созыкин Виктор Иванович;
Зам. Главы Администрации – Солодовников Дмитрий Геннадьевич;
Зам. Начальника ОВД Марково – Писарев Арсен Викторович,

А также местные жители, абсолютно не верившие в то, что перед ними самолет Ли-2, долетевший из Москвы до Чукотки. Многие старожилы хорошо помнят времена 40-30 летней давности когда самолет Ли-2 базировался в Марково и был основным авиационным перевозчиком Чукотки и с теплотой вспоминали этого “трудягу”.

В Марково мы находились до 14 июля в ожидании решения вопросов заправки топливом и сложным ветровым режимом аэропорта Анадыря. До сих пор не были решены вопросы визовой поддержки с американской стороны.

Администрацией посёлка были организованы прекрасные встречи участников перелета с детьми из летнего трудового лагеря на самолете Ли-2, которые ничего не знали об истории Ленд-Лиза, но с радостью все приняли участие в конкурсе детского рисунка – премировали всех бейсболками с ЛИ-2. К нашему сожалению в Марково не осталось в живых ни одного ветерана, участника «АлСиба».

Были организованы 2 похода к местам падения самолетов. По тем остаткам которые мы находили было достаточно трудно, да и невозможно определить типы самолетов потерпевших катастрофу более 50 лет назад. Всё увиденное сохранится в памяти на долгие годы, как сохранила тундра упавшие самолеты и их лётчиков, которых никто у нас во время перегонки Ленд-Лиза не считал.

14.07.2000 АНАДЫРЬ

Вылет из Марково на Анадырь 14 июля в 11-00 местного времени.
Погода благоприятствовала Перелету во всех отношениях. Попутно, по просьбе главного врача Марковской больницы, взяли на борт до Анадыря трёх его пациентов. Полет проходил на высоте 1500м со скоростью 220 км/час без проблем и трудностей.
Чукотка поражала своими просторами и абсолютно безлюдной тундрой, кое- где вдоль реки Анадырь виднелись участки снега, как напоминание о вечной мерзлоте.

При заходе на посадку (заход со стороны Анадырьского лимана) мы были поражены, как небольшая стая белых китов белух медленно, абсолютно не боясь ни самолета ни близко расположенных берегов, вальяжно прогуливается по лиману. Несмотря на постоянно боковые ветра на аэродроме посадка ничего плохого не принесла.
Встреча проходила в теплой обстановке под удары бубна в исполнении национального чукотского ансамбля.

Встречали:
Губернатор Чукотки – Назаров Александр Викторович;
Зам. Губернатора – Тряпицин Александр Анатольевич;
Помощник Губернатора по СМИ – Гордиенко Владимир Викторович.

По нашей просьбе экипаж разместили в гостинице аэропорта, так как г.Анадырь расположен в 25-и километрах от аэродрома, да ещё на другой стороне лимана, а самолёт надо постоянно обслуживать.

17 июля провели пресс-конференцию с местными СМИ в Анадыре в «Доме Радио».
До 28 июля находились в порту Анадыря в ожидании американских виз, которых так и не дождались. В связи с чем и было принято решение о возвращении экспедиции назад в Москву.

Огорчению не было предела — остался не закрытым американский участок трассы Ленд-Лиза от Фербенкса до Анадыря. Вышла из строя видеокамера оператора экспедиции Евгения Бакалова и ему пришлось вернуться в Москву на рейсовом самолёте.
Выбрав прекрасную погоду ( попутный ветер со стороны моря), и, заменив одного члена экипажа ( у командира экипажа Когута Александра Станиславовича окончился его отпуск и пилотское кресло Ли-2 на обратный путь занял Сухарев Дмитрий Евгеньевич ) мы двинулись в обратный путь 28 июля.

Этап возвращения проходил уже по известному нам маршруту с некоторой корректировкой в зависимости от наличия топлива, Анадырь-Сеймчан-Якутск-Киренск-Новосибирск-Уфа-Москва. Уже 4 августа аэропорт Шереметьево раскрыл нам свои объятия в лице начальника аэровокзала «Шереметьево – 1» Гудзя А.В.

patriarx

pismo_prezidentu

Организаторы и участники перелета

2000-org

25 сентября 2000 г.
Лякишев О.С.

0 comments

Добавить комментарий